Непоседа Заглушка4 Заглушка5

Ребенок "не нашел себя" до 15 лет. Время бить тревогу

29 марта 2016 - Alinka
Ребенок "не нашел себя" до 15 лет. Время бить тревогу

 Аркадий Морейнис, предводитель «темной стороны» российского венчура, предприниматель и инвестор, основатель «фабрики стартапов» «Главстарт» и создатель сервиса Price.ru, написал на своей странице в Facebook два поста с рассуждениями – как будет выбирать профессии новое поколение и почему важно познакомить ребенка с уверенными в себе людьми разных специальностей.

Наши представления о школьном и институтском образовании до сих пор основываются на традициях, хотя окружающая реальность, с которой молодежь столкнется после обучения, меняется необычайно быстро. Информация, которая будет им нужна, уже совсем не та, которая была нужна 40 лет назад. Профессии, которые будут востребованы и появятся через 10 лет, совсем не те, к которым мы привыкли сейчас, и их даже с трудом можно предсказать. Однако семьи, школы и общая система образования, которые должны готовить детей к будущему, до сих опираются на устаревшее понимание того, что же нужно детям для того, чтобы состояться во взрослой жизни.

Нынешние, и тем более будущие, профессии требуют серьезного усвоения навыков и ценностей, необходимых для построения успешной карьеры. Мы же оставили на откуп школам всю ответственность за подготовку детей к будущему, хотя немногие из нас могут с уверенностью утверждать, что школы хорошо готовят детей к сегодняшним реалиям, что же говорить о будущем.

Существенная часть взросления с нужным отношением к будущей работе – это присутствие рядом взрослых людей, которые могли бы выступать для детей ролевыми моделями, на своем примере показывающими, как становится полезными и успешными членами общества. Однако дети большую часть времени общаются с другими детьми и учителями, и очень редко оказываются рядом с людьми, вовлеченными в реальную и созидательную деятельность.

Еще одно-два поколения назад родители считали, что они помогают детям готовится к жизни, обучая их бережно относиться к деньгами и старательно работать. Важно было научить их самостоятельности и скромности: рано вставать, заправлять кровать, делать уроки и рано ложиться спать. Сейчас эти правила кажется не такими уж и очевидными. Если можно развиваться на кредиты, если нужно покупать гаджеты, чтобы не отставать от жизни – какая уж тут бережливость? Большинство людей, которые считаются сейчас самыми богатыми и успешными имеют много нулей личного капитала, выраженные в призрачной цене акций, а не на счете в банке – в чем смысл прилежно учиться какому-либо ремеслу?

Молодежь в США имеет явные преимущества по сравнению с другими даже развитыми странами – они рано начинают подрабатывать и занимаются этим больше времени. Среднестатистический студент работает 5-7 часов в неделю, тогда так студенты во Франции, Италии или России – только час в неделю.

Учитывая трудность реалистичного предсказания востребованности будущих профессий, самый лучший подход состоит в обучении их двум важнейшим вещам:

  • 1) Принципиальному подходу к пониманию внутренних принципов построения общества и взаимодействия его элементов. И это не обучение математике, физике, химии или биологии;
  • 2) Умению концентрироваться на любой деятельности, в которой нужно осваивать новые навыки, причем делать это интенсивно и дисциплинированно. Подчеркиваю, любой деятельности. Даже работа в McDonald's может считаться полезной деятельностью, если подходить к ней с энтузиазмом, дисциплиной и концентрацией.

Расти, чтобы учиться быть успешным, становится все более сложной задачей по мере того, как изменяется набор нужных профессий и расширяются или стираются их границы. Молодежь уже не может рассчитывать на выбор заранее понятного, прямого и четкого пути, дающего им гарантию успеха. Набор традиционных школьных дисциплин тем более не может им этого обеспечить. Поэтому надо очень внимательно изучать вопрос того, что же должны делать родители и общество – мы с вами – чтобы подготовить их к светлому туманному будущему.

 

Если в 15 лет не начать давать школьникам возможность знакомиться со взрослой жизнью и реальными профессиями, то к выпускному классу мы получим человека без интересов. А если к 6 классу он не полюбит работать, то он не будет любить работать всю жизнь.

Молодежь нынче не в состоянии четко представить себе будущую работу, потому что очень редко у них есть доступ к той работе, которой они, скорее всего, будут заниматься. Двенадцатилетний человек в 19 веке на примере своего отца отлично представлял, чем он будет заниматься, когда повзрослеет. Сын нынешнего менеджера по продажам или системного администратора с трудом представляет себе, чем занимается его отец.

Результаты исследований показывают, что понимание сути профессий и овладение необходимыми для этого навыками вряд ли могут прийти ранее, чем в 15 лет.

Если к этому времени у молодых людей не возникнет круг общения со взрослыми людьми, которые смогут познакомить их с сутью и навыками разных профессий, то у них возникнет большая проблема с определением своего профессионального призвания. Чем успешнее и увереннее в профессиональном плане будут эти люди, тем эффективнее будет происходить выбор профессии.

Уровень мотивации при выборе профессии чем-то похож на пирамиду Маслоу: на нижнем уровне находятся внешние признаки успеха, например, деньги, на среднем – общественное признание, и на верхнем уровне – внутреннее удовлетворение.

В начальных классах существенным критерием для выбора будущей профессии является интерес, но он серьезно угасает к старшим классам. Старшеклассники уже рассматривают будущую работу с точки зрения, общепринятой для большинства сегодняшнего общества: тяжкое, но необходимое бремя, не приносящее удовольствия.

Все, что с их точки зрения напоминает работу, старшеклассники выполняют уже безо всякого энтузиазма, который еще присущ шестиклассникам. Именно в шестом классе этот энтузиазм начинает угасать.

В этом возрасте начинается четкое разделение между людьми, которые готовы всю жизнь работать, и теми, кто хочет всю жизнь играть. Это становится внутренней сутью человека. Те, кто выбирает работу, выбирает ее не потому, что их заставляют, а потому что они сами так хотят.

Те, кто выбирают игру, относятся к выбору будущей работы несерьезно: «Я хочу стать юристом или доктором, потому что они много зарабатывают. Ну и это, судя по кино, прикольно. Я, правда, не очень точно представляю себе, чем они на самом деле занимаются».

 

Источник

Рейтинг: +2 Голосов: 2 759 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!